Cоциальная работа | OРГАНИЗАЦИЯ | TЕХНОЛОГИИ | ФИНАНСЫ | ДОСКА OБЪЯВЛЕНИЙ |
Под влиянием различных теорий социальной работы,
сформировалось множество классификаций социальных технологий.
Классификация социальных технологий может быть осуществлена
по различным основаниям:
видам, уровням, сферам применения и т.д.
По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.
Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.
Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, .природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).
Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.
Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.
За рубежом, а в последние годы и в России
широко распространяется вариант
деления социальных технологий в
зависимости от сфер
деятельности:
- социальные технологии, используемые
преимущественно в области бизнеса,
- государственного управления,
- и "третьего сектора" (деятельность
некоммерческих неправительственных
организаций).
По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.
в зависимости от уровня делятся на:
- простые (доступные неспециалистам);
- сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;
- комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.
Существует дифференциация социальных технологий
по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы:
- производственно-экономических,
- общественно-политических,
- духовно-культурных
- и социально-бытовых отношений.
В статистике обычно выделяются отрасли народного хозяйства
(сферы): транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др., в соответствии с
этими отраслями дифференцируются и социальные технологии:
- технологии управления,
- контроля,
- регулирования хозяйственно-экономических отношений.
Довольно широко распространена дифференциация социальных технологий
по предмету и объекту, получаемому результату: технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и
др.
По характеру новизны или традиционности различают инновационные и традиционные социальные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества.
Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.
Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа
которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.
В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.
Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий
по основным задачам, проблемам социальной
защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи
дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.
Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта.
Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.
В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.
Как известно, объекты социальной работы
довольно разнообразны: пенсионеры,
инвалиды, дети, подростки с девиантным
поведением, бездомные, мигранты, неполные
или многодетные семьи и т.д.
Теоретические работы и практический опыт,
накопленный в России и за рубежом, выявили
целый ряд направлений (видов) социальной
работы с перечисленными (и другими)
группами населения: социальный контроль и
социальная профилактика, социальная
терапия и социальная реабилитация,
социальная помощь и защита, социальное
страхование и социальное обслуживание в
сфере быта, социальное попечительство и
социальное посредничество и др. Эти виды
социальной работы и являются основными ее
направлениями, главными технологиями. Они,
безусловно, очень тесно связаны между собой,
но в то же время относительно автономны,
специфичны по целевому назначению и
функциональному содержанию.
Один из многих примеров - социальное обслуживание на дому пенсионеров. К надомным услугам, гарантированным государством, относятся:
организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;
содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;
помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;
содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких умерших.
По субъекту социальной работы (в частности, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю.
Например, можно выделить социальные технологии - "внешние"
по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример - создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).
От "внешних" технологий отличаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.).
К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.
Необходимо разграничивать социальные технологии, применяемые в России, и социальные технологии, применяемые за рубежом, в силу разных условий жизни, уровня экономического развития, культурных традиций и других особенностей.
Возможна типологизация социальных технологий и
по другим критериям.