Cоциальная работа | OРГАНИЗАЦИЯ | TЕХНОЛОГИИ | ФИНАНСЫ | ДОСКА OБЪЯВЛЕНИЙ |
Социальная политика раннего израильского общества была многопланова и имела ярко выраженные черты:
Не забывать о
людях бедных, неимущих или попавших в тяжелое положение:
"Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего,
и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай
дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и
пришельцу. Я Господь, Бог ваш" (Левитам 19:9-10).
На фоне законов множества государственных режимов, как самых древних, так и
не очень, когда женщин и детей могли приговорить к смерти за несколько колосков,
древние законы Моисеева Пятикнижия привлекают особое внимание.
Примечательно правило, позволяющее даже
пользоваться чужой собственностью в определенных рамках:
"Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта,
сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади.
Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа
не заноси на жатву ближнего твоего" (Второзаконие 23:24-25).
Это правило приучало владельцев земель не ревновать каждую травинку и ягодку, и
уж тем более не возбуждать судебного преследования, если вдруг вас случайно
занесло за вывеску "Частная собственность! Охраняется законом!".
Отношение к слепым и глухим:
"Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться
ему; бойся Бога твоего. Я Господь" (Левитам 19:14). Тогда как увечья и
уродливость зачастую ассоциировалось с проклятием,
вызывало суеверный страх, подобные заповеди были призваны формировать в обществе
культуру отношения к инвалидам.
Воспитывалось из поколения в поколение почтение и забота о
старшем поколении:
"Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я
Господь" (Левитам 19:32).
Данная тема показалась вам чем-то обычным? Это свидетельствует о том, что мы
плохо помним древнее праславянское прошлое, когда был распространен
ритуал отправления стариков "на тот свет". В
широком контексте культур как современного периода времени, так и других эпох,
правила Моисея, касающиеся стариков совсем не выглядят заурядными.
Р.