Cоциальная работа | OРГАНИЗАЦИЯ | TЕХНОЛОГИИ | ФИНАНСЫ | ДОСКА OБЪЯВЛЕНИЙ |
На Западе частные лица - основной источник пожертвований для НКО (в США на их долю приходится 81% собранных средств). К примеру, в 1991г. 72% американских семей жертвовали на нужды некоммерческих организаций. В среднем каждая семья за год передала $889 наличными и $424 в натуральном выражении.
В России с частными лицами традиционно работают религиозные организации, другие общественные организации пока не видят потенциала этого источника средств. Такая же ситуация не видят в Америке и Европе до середины 50-х годов, когда разовые пожертвования прихожан церквям переросли в хорошо спланированные кампании по сбору средств для НКО (и не только религиозных).
Типичная российская проблема - слабая нормативно-правовая база, регулирующая отношения между гражданами и некомерческими организациями - тормозит развитие этого направления сбора средств.
Организация сбора средств среди частных лиц.
Сбор средств "От дома к дому".
Сборщики средств ходят от дома к дому, собирая пожертвования. Однако, перед этим все нужно тщательно спланировать и подготовить.
Сначала необходимо выбрать район, в котором вы будете собирать средства. Если ваш проект направлен на какую-то конкретную территорию, то на ней и нужно работать, если вы проводите Общенациональный проект, то можете работать повсеместно. Желательно заручиться поддержкой контролирующих органов и местных властей
это обезопасит вас от неприятных ситуаций.
Когда район выбран, необходимо разбить его на секторы и разделить между сборщиками, которых необходимо снабдить картами местности. Затем вам нужно набрать сборщиков. Это могут быть как штатные сотрудники, так и добровольцы, на которых вы можете положиться.
Когда люди набраны, вы должны их снабдить материалами, которые им понадобятся при сборе средств:
- конверты для пожертвований;
- карточка или бэдж, удостоверяющие личность сборщика.
Карточка должна содержать информацию о районе, в котором работает сборщик, и дату, в течение которой эта карточка действительна.
- информация об организации и проекте, на который собираются средства.
У привлекаемых к походам добровольцев должен быть телефон и адрес контактного лица в организации, к которому можно обращаться по возникающим вопросам.
Во время походов сборщики должны предлагать материалы о проекте и организации в целом. Конверт для пожертвований должен быть броским, хорошо поместить на него короткую надпись, объясняющую потенциальным донорам, на что пойдут их деньги ("...на 1 руб можно накормить..."). На всех материалах необходимо указать адрес организации, можно включить в них копию свидетельства о регистрации организации.
Логическое завершение всей работы - поблагодарить добровольцев, опубликовать в местной газете отчет по результатам кампании, поблагодарить доноров.
Сбор средств на улице
Этот способ сбора средств мало чем отличается от предыдущего. Главное отличие - сборщики не передвигаются от дома к дому, а стоят в людных местах (в выходные дни, в праздники, в час пик, около парковки, кафе и т.д.). Сбор средств на улице также требует тщательной подготовки: выбор места, набор добровольцев, их инструктаж, обеспечение печатными материалами. По завершению кампании нужно также выразить благодарность, опубликовать отчет. Специфические требования предъявляются к ящику для сбора средств: он должен привлекать внимание, быть надежным и крепким.
Сбор средств в торговых центрах
Отличается от предыдущего тем, что на его проведение требуется разрешение персонала. Сбор средств в торговых центрах и супермаркетах хорош тем, что дает возможность представить ваш проект большому количеству людей - вы можете установить щит или повесить плакат и разложить листовки. По завершению работы важно поблагодарить всех участников и заинтересованных лиц, особенно, человека, давшего разрешение на сбор средств, убедиться, что вы не помешали нормальной работе магазина.
Ящики для сбора средств
Устанавливаются в людных местах и не требуют постоянного присмотра. Главное требование - надежность конструкции. Ящик необходимо снабдить соответствующими материалами, дающими информацию о проекте, организации и т.д. Этот способ хорош, когда кампания по сбору средств проводится одновременно с кампанией по связям с общественностью.
Сбор средств на мероприятиях
Менее распространенный способ. Требует знания календаря местных событий. Как правило, используется на разного рода частных вечеринках, благотворительных базарах, балах и т.д. Для сбора средств нужно получить разрешение у устроителей мероприятия.
Регулярные пожертвования
Идея следующая - установленная небольшая сумма жертвуется через определенные интервалы времени (например, 1 руб раз в месяц после зарплаты). Сборщик работает с группой людей, частью которой он является. По истечению какого-то срока деньги сдаются в организацию. Можно использовать копилки. Способ дает неплохие результаты в группах, состоящих из детей, родственников, друзей.
Сбор вещей
Есть два подхода:
* Сбор вещей для последующей перепродажи (марки, монеты и прочее)
* Сбор вещей для непосредственного использования или передачи нуждающимся (игрушки, вещи, продукты)
Сбор вещей для перепродажи выглядит проблематичным - не снят вопрос с уплатой налогов.